Посвящаю эту статью всем, кто когда-то пытался научиться играть музыку, но не смог.
Мать Дженни не родилась с серебряной ложкой во рту. Ее родители не могли позволить себе уроки фортепиано. Но она всегда мечтала научиться играть одну свою любимую пьесу. Однако этого так и не произошло.
Она повзрослела, сделала успешную карьеру, вышла замуж, родилась Дженни. Жизнь удалась. Единственная вещь, о которой сожалела мать Дженни - что она так и не научилась играть на фортепиано. "Зато моя дочь обязательно научится!" - говорила она себе.
Дженни полюбила музыку со дня своего рождения. Все, кто видел как она танцует, когда слышит любимую песенку семьи, были просто очарованы. Маленькие ножки никогда не сбивались с ритма, когда малышка исполняла слова песенки.
Когда Дженни исполнилось шесть, мама купила для нее отличный инструмент и начала поиски преподавателя. Она мечтала: чудесный вечер, фортепиано, искрящееся в лучах солнца, танцующих на ее мерцающей поверхности - и сидящую за инструментом Дженни, играющую любимую песню семьи.
Реальность оказалась совершенно иной. Спустя два месяца Дженни стала бояться уроков фортепиано. Мать прилагала массу усилий, чтобы поддержать Дженни, помогала ей во время занятий, вместе они изучали теорию музыки, работали над упражнениями и корпели над нотами и клавишами.
Но заметных успехов в игре Дженни не наблюдалось, она совсем не была готова научиться играть любимую пьесу. В учебниках было лишь несколько примитивных песенок, и однажды мать Дженни, не откладывая, отправилась в музыкальный магазин за ноты любимой песни.
"Эта песня действительно красива, но она пока слишком трудна для Вашего ребенка!" - воскликнула учительница Дженни, взглянув на ноты. "Нужно упорно трудиться на уроках, практиковаться на пределе возможностей, и через год-два мы начнем осваивать вашу любимую песню."
Учительница была абсолютно права! Дженни мучалась даже с простым музыкальным материалом. Она постоянно путала одну ноту с другой и регулярно пропускала клавиши тут и там. "Если нужно два месяца, чтобы изучить простые произведения, сколько же времени потребуется, чтобы добраться до сложных?" - устало задавалась вопросом мама Дженни. Ее изматывали постоянные поединки с дочерью по поводу домашних занятий, но она не ожидала ошеломляющего сюрприза, который произойдет через несколько месяцев на концерте учащихся фортепиано.
Начало концерта прошло достаточно предсказуемо. Дженни очень нервничала, но она не забыла свою пьесу, когда наступило время ее выступления. Мать почувствовала облегчение. Тяжелые усилия в конечном счете окупилисьь, наступило время гордиться… по крайней мере ненадолго.
Потом Лилиан, подружка Дженни, вышла на сцену. Она тоже записалась на уроки фортепиано, когда узнала, что Дженни учится музыке. "Хм, интересно, а какую пьесу из книги для начинающих будет играть Лилиан? Надо поговорить с мамой Лилиан о том, как им удается решить вопрос с домашними заданиями" - думала мама Дженни. Лилиан сосредоточенно посмотрела на клавиши фортепиано и стала играть. ЭТО БЫЛА ЛЮБИМАЯ ПЬЕСА СЕМЬИ ДЖЕННИ! Ни она, ни Дженни не могли поверить своим ушам. Они обе были раздавлены.
Мама Дженни не могла уснуть всю ночь. В голове вновь и вновь проигрывалась та ситуация, и самое больное было - вспоминать разочарование в глазах Дженни. Девочка была по настоящему уязвлена. "Мама, я так люблю музыку! Почему я не могу играть на фортепиано как Лилиан?", - опять слышала она рыдания дочери, ворочаясь в кровати и пытаясь уснуть.
"Действительно, почему? Почему Дженни с таким трудом, на пределе сил, дается учеба игре на фортепиано? Похоже, она действительно любит музыку, ей нравится петь и танцевать. Может быть, она не одарена музыкально? Но у нее в школе большой прогресс! Что здесь не так, и как я могу это исправить?" - спрашивала себя мать Дженни частыми бессонными ночами.
"С Вашей дочерью все в порядке!" - заявила учительница Дженни на следующее утро. "Ваша дочь - хороший ученик, и она стабильно продвигается в учебе. Вам не о чем волноваться!"
"Но Лилиан уже играет такую сложную музыку, а моя Дженни…"
"Видимо, у Лилиан врожденный музыкальный талант," - ответила учительница. "Она схватывает музыку очень быстро, у нее отличная память. Она - настоящее чудо. К сожалению, такие способности встречаются крайне редко. Это, конечно, грустно, но и Дженни сможет играть красиво. Только потребуется больше труда."
После каникул Дженни категорически отказалась заниматься. По ряду причин мать Дженни, сожалея, приняла это. Они закрыли крышку фортепиано, и в семье о нем забыли.
Через несколько месяцев Дженни исполнилось семь лет, и Лилиан приехала на вечеринку по случаю дня рождения. Когда все игры и празднования закончились, мама Дженни вдруг спросила "Лилиан, дорогая, не сыграешь ли любимую песню нашей семьи? Помнишь ту часть, которую ты играла для нас несколько месяцев назад?". "О, я уже забыла эту музыку!" - небрежно ответила девочка.
"Как жаль это слышать!" - мама Дженни была обеспокоена. Внезапно радостная мысль отразилась на ее лице. "Я совсем забыла! У нас есть ноты!" Она открыла крышку инструмента и установила ноты.
Лилиан сосредоточилась на нотах, затем безнадежно огляделась и начала волноваться. "Я не могу их прочитать." - наконец призналась она.
"Но ты выучила эту часть, читая ноты, так ведь? " - спросила мама Дженни, несколько сбитая с толку.
"Конечно! Мы читали их с учительницей, сидящей рядом со мной, и я многое запомнила, глядя на ее руки." - прошептала Лилиан.
Далее история Дженни повернется удивительным образом. Но прежде, как музыкальный педагог, я изложу некоторые важные идеи. Многие родители, как и мама Дженни, ищут ответы на вопросы при обучении своих детей музыке. Один из самых распространенных:
Многие думают, что чтение слов и чтение нот - одно и то же. Так ли это на самом деле?
Дети учатся читать уже после того, как научатся нормально говорить на родном языке. Но когда мы играем на фортепиано, мы "говорим" нашими пальцами. Они - наш "голос" и "голосовые связки". Есть ли врожденный навык управления нашими 10 пальцами подобно тому, как мы управляем нашими голосовыми связками? Конечно, нет!
Поэтому в любом возрасте начинающий изучать фортепиано пропускает клавиши и ведет борьбу с работой пальцев точно так же, как и ребенок, первые усилия которого при разговоре начинаются с бормотания и напевания звуков. Очевидно, что учить чтению того, кто не может связать отдельных фраз, не то же самое, что учить болтуна-студента.
Другой повод задуматься: 5-6-летние читатели уже способны сфокусироваться на строчных буквах и затем смещать этот фокус по линии слов. Они частенько используют палец или линейку, чтобы отметить место на странице, потому что боятся потерять дорожку из слов.
Но при игре на фортепиано имеется больше десятка черных дорожек и одиннадцать белых, по которым играющий музыку должен следовать одновременно! Удерживать взгляд на всех этим дорожкам - навык, требуемый только при игре на фортепиано и в шахматы. Увы, начинающие играть на фортепиано не могут помочь себе указателями, так как их пальцы заняты на клавишах.
Рассмотрим взаимосвязь клавиш фортепиано и нотной записи. Начинающий должен перемещать взгляд между нотами и своими руками на клавишах (что непросто само по себе), иначе цель не будет достигнута! Бедняжка, он не может ни чихнуть, ни даже вытереть нос из страха потерять позицию на клавишах, которую потом не разыщешь!
Другая сложность: требуется различать ноты на слух. Любой дошкольник может четко различать "О" и "У", "У" и "Ю". К сожалению, этого нельзя сказать для музыкального слуха ребенка. Определять различие между "До" и "До-диез" - это осилит не каждый ребенок (и даже взрослый).
Причина этого проста и понятна: всю жизнь дети учатся выражать свои желания словами! Это для них в некотором роде вопрос выживания. Представьте себя на месте ребенка. Вы хотите сказать "Я хочу леденец", но вместо этого лепечете ерунду. Что Вы в результате получите? Возможно, некоторым дадут брокколи с морковью. Что же касается способности отличать "До" и "До-диез" - это не столь критично по сравнению с реальной драмой, не так ли?
Говоря кратко, наши дети не привыкли естественно читать ноты так же, как они готовы читать книги. Они не могут сосредоточиться, навыки координации еще не развиты, а музыкальный слух требует совершенствования. Ни один учитель начальной школы не ждут "новичков с особой потребностью" читать книги. Никоим образом!
Но у учителей фортепиано нет выбора. Они берут учеников с энтузиазмом, потому что они просто любят музыку, и … нет никакой альтернативы. Но, по крайней мере, есть шанс "выиграть в лотерею" и получить действительно шикарно говорящего "малыша" (элемент непредсказуемости в работе всегда увлекателен). Они прилагают все усилия, чтобы научить Вашего ребенка играть и радоваться музыке всеми доступными средствами и методами.
Вообразите себя учителем английского в начальной школе. Организатор мегашоу делает Вам предложение:
"Если Вы возьмете 1-2-летнего малыша и научите его рассказывать 55-й сонет Шекспира через несколько месяцев, что будет снято для нашего шоу, тогда наша компания заплатит Вам 2 миллиона долларов!"
Что бы Вы предприняли?
Прежде всего Вы попытались бы выбрать самого талантливого малыша, которого смогли бы найти. Вы попробовали бы найти малыша, который уже узнал, как говорить достаточно четко, чтобы быть понятым. Этот особый малыш должен был бы иметь навыки слушания и концентрации, и при этом желать повторять все, что Вы говорите, возможно с помощью нескольких сладких подарков.
Во вторых, Вы начали бы с практики, продолжили бы практику, и никогда не разочаровались бы в практических отработках. Вы зубрили бы поэму слово за словом ежедневно, неделя за неделей повторяя ее снова и снова, закрепляя каждый успех. Мы учим попугая говорить тем же самым путем. Нет другого способа заставить малыша, пускающего слюни (извините), рассказывать Шекспира для глупого телешоу независимо от того, сколько они платят! Малыши, как известно, не мотивированы деньгами.
Верьте или нет, но факт, что учитель фортепиано вынужден работать так ежедневно, обучая новичков любого возраста. К сожалению, учителя фортепиано миллионыв за работу не получают (очевидно, что и они не мотивированы деньгами!). Учитель должен находить другие уловки и быть очень изобретателен в убеждении Вашего ребенка (у которого недостаточная координация, и который не может сосредоточиться и распознавать ноты на слух должным образом, помните?) играть на фортепиано с удовольствием.
Кроме того, учитель фортепиано должен быть заботливым помощником для Вашего беспомощного ребенка, а также приходящей няней и медсестрой. Он (или она) знает и понимает, через что Ваш ребенок должен пройти, чувствует его страдания и пытается подсластить пилюлю, насколько это в его силах. Иначе ни у Вас, ни у ребенка не будет никакой радости и мотивации для продолжения уроков.
Думаете, я преувеличиваю? Хорошо, допустим, сегодня Вы собираетесь отправить ребенка на урок фортепиано и отправиться по важным делам. А можете для разнообразия отменить беготню и зайти в класс? Там постарайтесь понять то, что продолжается в течение часа занятий на фортепиано. На традиционном уроке Вы увидите, что большая его часть будет потрачена учителем на попытки помочь Вашему ребенку изучить клавиши фортепиано и ноты путем теоретических объяснений. Ваш ребенок будет стараться изо всех сил узнавать их, но все равно не добьется успеха.
Чтобы помочь ребенку следовать по нотным дорожкам, учитель отметит каждую ноту ручкой или карандашом, или небольшим симпатичным указателем (а тот, что попроще, также и пальцем!). Они не будут читать ноты таким же образом, как читают рассказы. Вероятнее, будет отрабатываться сразу один кусок от начала. Работа будет очень трудной, - под работой подразумеваются многочисленные объяснения теории и масса практических занятий. Ученик в конечном счете запомнит часть от требуемого, так как долгие муки всегда окупаются. Или … иногда!
Знаете ли Вы, какая проблема со здоровьем чаще распространена среди учителей фортепиано? Можно подумать, что это какие-то болезни рук или пальцев, но это совсем не так! Большинство учителей фортепиано страдают болями в пояснице. Поясница болит из-за того, что они большую часть урока склонены около ребенка с указкой в руке.
При отработке новых навыков любой новичок делает массу ошибок. Учитель фортепиано скорее походит на боксерскую грушу для достижения новичками успеха в музыке. Студент наносит множество плохих ударов (жмет не те клавиши). Будучи профессионалом с чутким музыкальным слухом, учитель обречен вынести массу фальшивых нот и ошибок в ритме. Он будет стараться изо всех сил объяснять как нужно играть, чтобы избежать этой пытки. Но знать, КАК сделать это и СДЕЛАТЬ это, - разные вещи.
Спросите себя: почему дети начальных школ оцениваются чтением текстов, а в классах фортепиано они главным образом дают подробные описания? Причина, почему испытания на чтение нот не практикуются в большинстве классов фортепиано, в том, что большинство учеников просто не сможет последовательно прочитать ноты! Вместо этого они мастерски описывают их.
Многие люди считают, что ноты похожи на символы, только музыкальные, и их нужно использовать аналогично. Это не так!
Музыкальная запись - это карта с координатами. Если не видеть все изображение, то пропускается целый кусок музыки. Указывать на каждую ноту - все равно, что учитель фортепиано высветит только ее одну, все остальные останутся в темноте.
Мы читаем книги в одном направлении - слева направо или справа налево. При этом мы учимся сдвигать фокус взгляда, следовать с нашим указателем и считывать слова в том же самом направлении. В записи музыкальных нот нет никакого определенного направления, поскольку ноты смещены вверх и вниз, а идут слева направо. Но когда мы пробуем сыграть их на фортепиано, то должны смещать взгляд и руки, - и правые и левые, одновременно.
Думаете, это просто? Возьмите ручку или карандаш и лист бумаги. Теперь напишите предложение "Я люблю своего ребенка, и я хочу, чтобы музыка стала частью его жизни!" Но напишите это столбцом сверху вниз. Немного неудобно? Это потому, что такая запись полностью противоречит нормальному методу письма. Это можно было бы назвать "навыком зеркального отражения", потому что люди обычно узнают, как сделать многие вещи, глядя на мир как в огромное зеркало. Или как говорят маленькие дети: "Обезьяна делает то, что видит".
В английском языке каждый символ индивидуален и уникален. Он имеет оригинальную графическую запись и оригинальное название. Поэтому школьники изучают каждый символ отдельно, - ведь очень важно отличать один символ от другого. Мы приучаем наше зрение видеть различия.
Но музыкальные ноты графически представлены как похожие кружки. Они к тому же имеют только 7 названий, несмотря на то, что звуков больше, чем букв алфавита. Изучать каждую ноту отдельно не имеет никакого смысла! Индивидуальные особенности каждой ноты проявляются только по отношению к группе других нот, - подобно тому, как различаются четные и нечетные числа, группируются книги по возрасту читателей, жанру и алфавитному порядку.
Короче говоря, музыкальная письменность - это не литература, это пространственная карта. Чтение нот и игра по ним больше похожи на пилотирование космическим кораблем: требуется нажимать нужные кнопки в нужное время, чтобы добраться куда требуется. Нажав не ту кнопку (или клавишу), легко потеряться в пространстве и времени.
Вы должны хорошо владеть своими пальцами и четко видеть, где находитесь, где планируете быть и как туда добраться. Бах однажды сказал, что играть на органе очень просто: все, что Вы должны сделать, - нажимать нужные клавиши в нужное время. Хороший пилот должен иметь превосходную координацию, острый глаз и способности в навигации, иначе пассажиры откажутся от полета!
На первый взгляд решение проблемы очевидно: учащийся должен изучить теорию, запомнить ноты и клавиши фортепиано, и играть различные упражнения для улучшения координации. Все эти приготовления помогут его подготовить к тому, чтобы сесть перед листком с записью музыки и начать уверенно читать нотную запись. К сожалению, в большинстве случаев этого не происходит. Почему? Потому что …
Восприятие музыки, координацию, зрение и слух необходимо объединять с самого начала.
Иначе они будут ссориться.
Попробуем вообразить этот "замечательный" процесс в форме небольшой игры с символами.
Восприятие: Эх, надоела зубрежка правил! Вот бы поиграть чего-нибудь!
Координация: Тебе что, ганона мало?
Восприятие: Скукотень - твой ганон! Надоело! Музыки хочу!
Зрение: А обо мне ты подумало? Читать-то мне придётся! Тут глаз да глаз нужен! А кто меня учил?!
Восприятие: Ура! Пьесу дали учить! Конечно, не «Лунная соната», но пойдёт. Про звездочки песня. Простенькая!
Координация: Простенькая?! Ты что, шутишь? Да тут же обеими руками надо играть!
Восприятие: Ну и что? Ты же ганон двумя руками играла!
Координация: Ну, ты сравнило! Там одно и то же по кругу – и новичок поймёт. А тут белиберда какая-то. Я так не договаривалась!
Восприятие: А зрение на что? Пусть поможет!
Координация: Ага, жди! Вон оно - в первую ноту уперлось, и соображает, как же найти ещё две.
Слух: Эй, «интеллигенция», вы там скоро?! Или хороним кого?.. Я сейчас засну! Сколько ж можно одну ноту жевать? Имейте совесть!
Координация: Не ори, «пролетарий»! Ты там баклуши бьёшь, а у меня тут чёртова сотня клавиш. Ковыряюсь в полных потемках! Руки от страха аж свело – того и гляди, вляпаюсь… куда-нибудь не туда. Слышь, зрение, ты бы хоть немножко помогло!
Зрение: Да? Если я сейчас от этой ноты оторвусь, сроду её не найду! Ты давай, как-нибудь ползком, а…
Слух: А-ай! Вы что там творите? Что за фальшь?! Мне же больно!
Координация: Ох, пардон, пардон… Я одна – а клавиш много, пропади они пропадом…
Зрение: Ну вот, приехали! Где это я? Эй, кто-нибудь, отзовитесь!
Координация: Ничем помочь не могу. Сама еле двигаюсь…
Слух: Ну, всё! Хватит! Разбирайтесь сами! Я вам что, Шерлок Холмс – искать музыку по трём фальшивым нотам в темпе умирающей черепахи?!
Восприятие: Ребята, что там за проблемы?! Где правильные пальцы? Почему ритм не соблюдаете?! Вы там что, заснули? Учитель по-русски сказал: чтоб в темпе и выразительно!
Координация, Зрение и Слух: Ну, ничего себе! Вот само и соблюдай! И выражайся само! Мы при детях не можем…
Восприятие: Бунт на корабле?! Да вы что?! А как же я? А мне что делать?.. Да кто же я, если с такой песенкой за месяц справиться не могу?..
Зрение, Слух и Координация: Бездарность ты! Все мы тут бездарности! Дохлое это дело, братцы. Гори оно огнём! Сматываться отсюда надо! Правильно учитель говорит: не всем быть Моцартами!
Занавес.
Такая "драма" случается во многих музыкальных классах каждый день, потому что навыки, необходимые для игры на фортепиано, сначала отрабатываются отдельно. Чтобы этого не случалось, нужно помнить историю о велосипеде. Вот она:
Если Вы ходите на гимнастику и используете велотренажер для тренировки сердца, означает ли это, что Вы сможете управлять обычным велосипедом? Конечно нет, поскольку езда на велосипеде требует целого набора навыков. Вы не научитесь балансировать на велотренажере, где нет практической необходимой связи с обучением езде на обычном велосипеде.
Что случится, если попробовать поехать на обычном велосипеде после обучения на велотренажере? Если Вы - спортивный тип с развитыми чувствами равновесия и координации, то меньше вероятность получить травму при падении. А кто-то менее спортивный из-за опаски падения испугается даже попытаться ехать.
То же самое происходит в течение многих столетий с изучением фортепиано, потому что отсутствуют необходимые связи в обучении музыке, это похоже на подготовку к велогонке на велотренажере. Эти связи - визуальное восприятие нотной записи и клавиш.
При освоении сложного набора навыков требуется, чтобы все компоненты отрабатывались вместе от самого начала для построения прочной связки. Потеря любой из отдельных частей связки, даже в течение короткого времени, усложняет процесс обучения для многих студентов, за исключением наиболее собранных.
Игра на фортепиано - это взаимодействие клавиш и нот, где требуется много видеть, но мало вглядываться.
Каково различие между просмотром и наблюдением? На мгновение вообразите себя впервые смотрящим на лист с нотами, но не знающим нотную грамоту. Или представьте, что стоите на чужой кухне и пытаетесь отыскать солонку с дырочками среди специй на полке, - Вы не способны увидеть то, что хозяйка сможет найти с закрытыми глазами.
Когда ученик любого возраста впервые видит клавиши фортепиано и ноты, он так же слеп, как и Вы в попытках найти солонку среди специй на чужой кухонной полке. Когда человек не может увидеть, он должен отрабатывать навык видеть, а не узнавать по учебнику о том, как видеть вещи.
Большинство обучающихся фортепиано вынуждены учиться в системе, держащей их слепыми. Многие известные школы пробуют решить эту проблему "слепоты" в обучении музыке, но все используемые при этом подходы основаны на закреплении мышечной памяти. Точно так же учат слепых. Как слепые учатся? Они учатся касанием. Они также нуждаются в помощи.
Российские музыкальные педагоги преодолевают такую слепоту путем бесконечных упражнений и тренировок для пальцев. Этот метод борьбы со слепотой применяется повсеместно, предлагается программа "постановок рук", когда руки и пальцы закрепляются за определенными клавишами.
Некоторые школы объявили, что в начале обучения чтение нот не требуется, и что игра "на слух" является более плодотворным подходом. Некоторые школы вводят для новичков нумерацию пальцев. Некоторые изобретатели создают системы обучения для мышц путем слепого перебора клавиш или перемещением цветных картинок на экране монитора. Другие новаторы используют интерактивные компьютерные программы для тренировки музыкального зрения.
Эти методы аналогичны велотренажеру! Везде пропущен важный компонент из комплекса навыков, требующихся для игры на фортепиано: визуально-пространственная интеграция. Поэтому, если мы хотим сделать уроки фортепиано более эффективными, нам нужно позволить людям ВИДЕТЬ ноты и их соответствие клавишам с самых первых шагов.
Как это сделать? Задача не столь трудна, как может показаться! Цели можно достичь таким же образом, как это делается в повседневной жизни. Когда мы сталкиваемся с трудностями, мы их ОТМЕЧАЕМ, подчеркиваем, добавляем подсветку и метки! Это помогает глазам видеть. Но недостаточно использовать красочные маркеры и расцвечивать ноты. Мы должны сделать это логично и структурировано, обеспечив легкость восприятия нашими учениками!
При классификации похожих вещей необходимо выделять их явные особенности, чтобы добавить визуальную поддержку зрению. Посмотрите на полки со специями в гастрономах! Там сотни похожих банок, но они отсортированы так, чтобы помочь нашим глазам увидеть нужное: каждая банка надписана, на ней есть рисунок специи, и размещены они в алфавитном порядке.
Многие дети способны выучить буквы еще до школы, потому что для них созданы яркие заметные символы алфавита. Помните, как мы учим детей с помощью карточек и кубиков? Каждый символ сделан большим с рисунками и цветами, которые помогают детям видеть связь между абстрактным символом, картинкой и фонетическим произношением. Например, дети видят изображение яблока, говорят "яблоко" и учат букву "Я"!
Ту же самую стратегию можно использовать и с музыкальными символами! Но когда мы выбираем, например, 12 разных цветов для 12 разных клавиш фортепиано, пропускается целый раздел визуальной поддержки в обучении. Могут ли эти 12 цветов показать, что 12 разных клавиш соответствуют 12 различным звукам? Конечно, нет. Просто добавится неразберихи.
Каждая нота имеет свои особенности. Мы должны определить их все и сделать понятными для зрения новичка.
1. Если ноты располагаются либо между линейками, либо на линейках, то почему бы не раскрасить их двумя контрастными цветами для глаз новичков, чтобы немедленно схватывалось различие?
2. Если линейки и пространство между ними - равнозначные дорожки, почему бы не сделать для них одинаковую ширину на начальном этапе обучения? Дети больше не будут считать, что белая дорожка - это разрыв между линейками!
3. Если скрипичный и басовый ключи введены главным образом для разных рук, то лучший способ представлять их - раскрасить в разные цвета, как например, дерево. Это помогло бы объяснить градации шагов - от темного к светлому, от ствола к кроне.
4. Если ноты идут вверх/вниз, а соответствующие клавиши - вправо/влево, почему бы не развернуть нотный стан боком на начальном этапе обучения, чтобы выровнять ноты с клавишами и помочь новичкам ВИДЕТЬ прямую связь между ними сразу же?
5. Если ноты имеют только семь названий для всех клавиш и звуков, почему бы не разместить метки на этих названиях - на каждой ноте и на каждой клавише? При этом новичок будет легко ВИДЕТЬ отношения между ними, без напряжения воспринимая информацию.
6. Если очень трудно двигать взгляд по всем нотным линейкам и промежуткам, то почему бы не использовать интерактивность компьютерной программы, чтобы указывать центр в начальной стадии обучения и затем постепенно тренировать способность взгляда смещаться?
Многие учителя и родители учащихся боятся оказывать новичкам чрезмерную помощь, потому что думают, что получится зависимость. Но указатели на дорогах совсем не вредят водителям, особенно когда местность незнакомая, а дорога покрыта туманом. Вспомните свои расстроенные чувства, когда надписи на указателях были слишком мелкими и нечеткими, а Вам очень нужно было их различить, чтобы узнать направление движения. Но мы вообще не будем смотреть на надписи, если путь известен.
Пришло время решить, дать ли нашим ученикам лучшие средства, чтобы различать ноты и клавиши фортепиано и учиться эффективно, - или держать их во тьме только потому, что мы сами учились по другому. Для многих прежних учеников фортепиано проблема очевидна настолько, что ее надо решать! Но это очень нелегкий шаг для ведущих музыкальных образовательных учреждений, музыкальных издателей и учителей музыки.
Много средств инвестируется в методические пособия для тренировки зрения, чтобы с самого начала видеть и воспринимать традиционный нотный стан. Главный вопрос здесь: в чьих интересах нужно действовать - в интересах людей, имеющих личные/финансовые причины поддержать статус-кво, или в интересах наших детей?
Продолжая уроки музыки в "слепом режиме", миллионы родителей не только тратят много денег впустую на очень медленные и неэффективные способы обучения фортепиано, они вложением капитала поддерживают методики, резко ухудшающие жизнь их детей… приводящие к нервным расстройствам и неудачам в раннем возрасте.
В течение почти года Дженни не касалась клавиш фортепиано. Проходя мимо инструмента, старалась не смотреть. на него Было больно осознавать свою неудачу, и она старалась отвлечься от грустных мыслей.
Однажды она слушала запись любимой семейной пьесы и вдруг стала различать каждый отдельный звук! В голове с волнением слышалось "До, Ля, Фа, Ре". "Я должна проверить, верно ли я чувствую ноты, на клавишах!" - решила Дженни, подошла к фортепиано и открыла крышку. Да, с этим все было в порядке! В этот день Дженни потратила несколько часов, включая разные записи и затем играя услышанную музыку на фортепиано. У Дженни имелось то, что называется абсолютным слухом - способность определять высоту каждого звука на слух. Это дар, небольшой подарок природы.
Теперь у Дженни получилось! Она стала чувствовать ноты. Ее чуткий слух немедленно находил связь между любой клавишей и нотой на листе. Однажды мама заботливо спросила Дженни: "Ты хочешь продолжить уроки фортепиано?". "Я думаю, да! " - ответила Дженни. Она пошла к той же самой учительнице продолжать занятия с большим энтузиазмом.
Через несколько лет по окончании школы было последнее выступление. Мама Дженни сидела в первом ряду. Первой выступала Лилиан. Она играла блестяще! "Она - драгоценность!", шептала мама Дженни в ухо мамы Лилиан.
Затем играла Дженни. Она сыграла Рахманинова, и это было выдающееся выступление. Когда Дженни закончила, весь зал встал и зааплодировал. Дженни повернулась к залу и сказала, "А теперь я хочу сделать небольшой подарок моей маме!" И она заиграла любимую песню их семьи. По сравнению с Рахманиновым это была очень простая музыка, но мать Дженни была тронута, на глазах ее выступили слезы.
"Знаешь, мама, я собираюсь поступить в Музыкальный Университет" - сказала Дженни в тот день. "Я хочу понять, почему сначала я не могла играть на фортепиано, а теперь могу. Почему для успеха требуется чудо. Возможно, я смогу помочь другим также сделать это." "Думаю, что ты приняла верное решение! " - ответила мама Дженни.
Эта история реальна. Она давно произошла с моей мамой и мной. Да, я внезапно "выиграла в лотерею", когда поняла, что наделена от природы способностью слышать в совершенстве каждый звук музыки. Когда прекрасный мир музыки в конечном итоге открылся для меня, я очень испугалась. Я боялась, что не будь для меня этого "подарка", я осталась бы музыкально слепой навсегда. Мы не боимся потерять то, чего никогда ранее не имели, пока это не появится и не будет для нас очень дорого. Тогда и ценим достигнутое!
С тех пор я предприняла длинную череду поисков ответа на вопрос, почему многие другие "Дженни" не могут играть на фортепиано. Эта статья - попытка донести некоторые очень важные вещи, которые я обнаружила.
Елена Хайнер.