Компьютерный путь к Моцарту
Размышления по поводу всеобщей музыкальной безграмотности
Общество на определенном этапе своего культурного развития остро ощутило дефицит навыков чтения и записи музыкального текста, то есть собственную музыкальную безграмотность, и, естественно, приложило немало сил к тому, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Однако музыкальное образование, казалось бы, нацеленное на решение данной проблемы, так и не сумело справиться с ней. Современное состояние культуры лишь усугубило положение вещей, породив иллюзию «избыточности» подобных навыков. Результат не заставил себя ждать: на авансцену XXI столетия вышло новое поколение музыкантов, не только не знакомое с элементарной музыкальной грамотой, но и не считающее такие знания нужными.
Не случайно в США сегодня популярность занятий музыкой значительно уступает популярности занятий спортом и восточными единоборствами. Профессия учителя фортепиано является одной из самых нестабильных. По отсеву учащихся с обучением игре на форте пиано не может сравниться ни один другой вид образовательной деятельности1.
1 Согласно статистике, приведенной в HoustonPost Л. М. Бондом, соотношение проданных учебных пособий по фортепиано следующее: 100 для первого класса, 10 для второго, 1 для третьего.
Помимо того, начальный этап обучения игре на фортепиано, равно как и на других музыкальных инструментах, не пользуется государственной поддержкой (за редким исключением), а низкая эффективность занятий при их высокой себестоимости2 ведет к дальнейшему падению популярности предмета. В школах, детских садах и яслях, как и в домах простых американцев, все реже и реже можно встретить людей, способных играть на музыкальных инструментах по нотам или без.
Цена индивидуальных музыкальных занятий колеблется от 30 до 75 долларов в час, и, соответственно, средний американец способен оплачивать не более двух часов таких занятий в месяц.
И в России детей, как правило, не знакомят с музыкальной грамотой на уроках музыки в общеобразовательной школе. В музыкальных же школах устаревшие формы обучения все чаще вызывают отторжение у учеников и их родителей, и в памяти детей остаются негативные воспоминания о своем музыкальном прошлом.
Таким образом, проблема выходит за пределы образовательной практики одной страны. Становится очевидно: без реформы музыкального образования, без методики обучения, которая могла бы обеспечить всеобщую музыкальную грамотность, об изменении ситуации речь вести трудно.
Между тем музыкальное искусство может поддержать и тем самым спасти от «вымирания» только армия грамотных слушателей — с развитой музыкальной памятью, музыкальным слухом и мышлением, способных читать музыкальные тексты, воспроизводить их на музыкальных инструментах и записывать.
Сольфеджио — фундамент музыкальной грамотности
Музыкальным слухом наделен каждый, кто наделен слухом вообще.
Нам могут возразить: если музыкальный слух «от Бога», откуда тогда появляются «гудошники»?
Известно, что большинство языков народов мира основаны на так называемом «темброво-артикуляционном» восприятии речи, то есть на распознавании гласных и согласных. Исключение составляют несколько языков Востока, таких, как вьетнамский и китайский, ориентированных в том числе и на звуковысотность.
Соответственно, у людей, говорящих на языках первой группы, достаточно часто восприятие музыки происходит на «темброво-артикуляционном» уровне. Они «говорят» музыку так, как привыкли проговаривать фразы. Между тем у тех, кто с рождения привык распознавать не только гласные и согласные звуки, но и высоту тона, звуковысотный слух значительно тоньше, а их музыкальность практически всеобща.
Известный российский психолог А. Леонтьев предположил, что речевой слух «забивает» развитие звуковысотного, поскольку косвенным образом легко компенсирует его (может помочь в распознавании мелодии и даже воспроизведении ее, правда очень несовершенном). Вместе с группой ученых исследователь провел эксперимент: отобрав самых «глухих» к музыкальным звукам людей, он путем вокальных упражнений заставил испытуемых подстраивать свой голос под задаваемую высоту. Результаты показали: через непродолжительное время чувствительность к звукам стала стремительно повышаться, то есть звуковысотный слух становился все тоньше и тоньше1.
1 Леонтьев А. Н. Лекции по всеобщей психологии. М., 2000. Лекция № 25: Звуковысотный слух.
Вывод очевиден: голос человека является необходимым инструментом для развития музыкального слуха. Развивая голос, мы одновременно можем совершенствовать способность распознавать абсолютную высоту звуков, а также их ладовые соотношения.
Однако исследования современных психологов показывают, что формирование навыка слышания звуков как элементов музыкальной речи невозможно без занятий пением, причем с названием нот2 и с раннего детства.
2 Пение со словами не способствует закреплению за звуками постоянных «имен», равно как и установлению прочной связи между слышимым звуком и письменным знаком.
Пение сольфеджио помогает не только «поднять» целый пласт музыкальной информации, но и перейти от речевого воспроизведения звуков (сольмизации) к их вокальному воспроизведению, а значит — к пониманию звуковысотных соотношений и ладовых закономерностей музыки.
Поэтому именно сольфеджио является тем фундаментом музыкальной грамотности, без которого невозможно музыкальное развитие человека.
И что же такое сольфеджио?
Подавляющее большинство жителей США не знает, что такое сольфеджио. Даже представления о написании этого слова весьма туманны: в современных англо-американских словарях оно пишется то с одной буквой д, то с двумя, — а в среде учителей идут давние споры: -говорить «сольфеджио» или «сольфедж» (solfege).
Этот предмет не является обязательным в американских музыкальных студиях и школах. Сольфеджирование, как правило, не используют на занятиях частные преподаватели музыки. Официально курс сольфеджио есть только в музыкальных колледжах и университетах США, где студентов музыкальных факультетов начинают обучать некоторым навыкам пения с листа и записи музыкального диктанта. Однако профессиональный уровень таких занятий оставляет желать лучшего1.
1 Часто приходится слышать жалобы студентов из бывшего СНГ, приехавших в США по обмену, на неудовлетворительное преподавание сольфеджио в университетах. Если на индивидуальных занятиях по специальности преподаватель подбирает репертуар, исходя из профессионального уровня каждого студента, то на групповых занятиях по сольфеджио учащиеся вынуждены писать диктанты, соответствующие по сложности программе 3—4 классов музыкальной школы.
Сольфеджио в России — важная составная часть работы с учеником, направленная не только на развитие его слуха и совершенствование чистоты интонирования, но и на приобретение навыков записи музыкального текста и чтения нот с листа. Между тем в США под сольфеджио чаще всего подразумевается релятивная система 3. Ко-даи, которая не опирается на нотное письмо — ограничивается формированием у учащихся навыков пения в хоре.
Так, в начальных классах общеобразовательных школ США детей порой учат пению простых мелодий с названием нот. При этом до может называться первая ступень любой тональности. Применение так называемого «перемещаемого до» («movabledo») стало в общеобразовательных школах Америки альфой и омегой сольфеджирования. Считается, что релятивное употребление до-мажорного лада применительно ко всем другим мажорным тональностям способствует развитию ладогармонического слуха. Но при этом музыкальный слух никак «не контактирует» с неисчерпаемым источником информации — музыкальной письменностью. Вот почему певческий репертуар учащихся ограничивается тем, что разучен с голоса учителя или по ручным знакам, а их музыкальное мышление не получает должного развития без сформированной способности прочитывать вслух или про себя новый музыкальный текст.
Широко распространенное буквенное обозначение нот неизбежно выделило в американском музыкальном образовании две практические области: «пение» и «игру на инструменте». Как правило, в инструментальном классе чтение музыкального текста происходит на основе визуально-логического заучивания нот с помощью мнемонических приемов.
Так, например, для запоминания в скрипичном ключе нот, расположенных на линейках, применяется формула «EveryGoodBoyDoesFine», для запоминания нот между линейками — аббревиатура «FACE». В басовом ключе соответственно: для нот на линейках — «GoofyBabiesDoFunnyActs», для нот между линейками — «AllCowsEatGrass». Многие американские учителя создают все новые и новые сказки-учебники, стараясь перещеголять друг друга в изобретении историй, которые помогли бы провести прямую параллель между миром нот и миром букв.
Однако пытаясь подменить язык музыки вербальным языком, музыкальная педагогика загоняет саму себя в туник. При всей кажущейся привлекательности и простоте мнемонических приемов, при всем удобстве запоминания отдельных нот на нотоносце этот подход является одной из ключевых причин неэффективности обучения чтению музыкального текста и, следовательно, тормозит музыкальное развитие детей.
Проанализируем причины.
1. Буквенное обозначение нот делает невозможным обучение музыкальной грамоте детей младшего дошкольного возраста. Необходимым условием для начала занятий считается способность детей распознавать буквы и читать книги, то есть абстрактно мыслить. Получается, что не музыка подготавливает мозг ребенка к успешному овладению другими науками, а наоборот.
2. Буквы английского алфавита — «Эй, Би, Си, Ди, И, Эф, Джи» — очень неудобны для пропевания, неудобны для голоса и мало способствуют развитию связи: пою — слышу — запоминаю.
Лингвисты считают гласные «А», «О», «Е», «И» основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках, в то время как «Э» считается второстепенным гласным. Использование гласного «Э» в слогах «Эй» и «Эф» неудобно для пропевания: во-первых, потому, что произношение звука «Э» требует «зажатой» работы голосовых связок при наполовину раскрытой челюсти, во-вторых, потому, что сам слог «рубится» окончанием на «Й» или «Ф». Все остальные слоги в буквенной системе опираются на гласную «И», которая хоть и считается опорным тоном речи, но является одной из самых напряженных. При произношении «И» поющий использует всего 15% челюстного раскрытия. Между тем размер челюстного раскрытия чрезвычайно важен при выработке чистого интонирования, развития не только голоса, но и музыкального слуха. Голос не может «отдохнуть» ни на одном из слогов: пять из них — с «И», два — с «Э». Неудивительно, что преподаватели-инструменталисты из тех стран, где в обучении музыке используется буквенная система, прибегают к пропеванию музыкального текста только в самых крайних случаях, предпочитая немое его восприятие. Сольфеджийные названия более удобны для голосового аппарата. Они содержат различные опорные гласные:
«О» (50% челюстного раскрытия), «Е» (50% челюстного раскрытия), «А» (100%}. Гласные чередуются между собой и дают связкам прочную фонетическую основу. Кроме того, в их пропевании задействованы различные мышцы гортани. Это наделяет каждое «имя» звука уникальностью произношения и помогает запоминанию высоты звука не только на слуховом, тембровом, артикуляционном уровнях, но и на более индивидуализированном мышечном уровне.
3. Изучение музыкального языка по буквенной системе ведется без учета интонационной, вокальной природы музыкальных феноменов. Такое восприятие музыки является неполным.
4. Буквенная система в силу ее «невокальности» не содействует развитию музыкального мышления и музыкальной памяти человека. Звук не коррелируется со знаком из-за «трудностей перевода»: знак воспринимается органами зрения, а звук — слухом и гортанью.
5. Речевая память человека значительно более развита, чем логическая. Каждый ребенок с первых месяцев своей жизни начинает осваивать и запоминать речь. Свободное владение языком сольфеджио на речевом уровне — сольмизация — позволяет начинающему свободно считывать нотные тексты, в то время как «привязанность» нот к искусственно придуманным словам и фразам ограничивает развитие музыкального мышления.
Таким образом, даже если допустить невозможное и вообразить, что ценой неимоверных финансовых затрат уроки сольфеджио повсеместно введут в программу общеобразовательной школы, это вряд ли что-либо изменит к лучшему. Нынешняя методика не способствует эффективному обучению начинающих.
Почему так происходит?
Необходима «точка опоры»
Как говорила известная московская учительница начальных классов Софья Николаевна Лысенкова, «человек не просто любит учиться, человек любит хорошо учиться». Методики всех успешных учителей мира объединяет принцип уважения к незнанию: «точкой опоры» в обучении любому виду деятельности является возможность обучающегося проверить себя, разобраться в собственных ошибках.
Такая «точка опоры» — это «нулевая» стадия обучения. Именно в ней содержится импульс к первому шагу в познании предмета. Без нее не может быть и первого шага. Без первого шага не будет и пути. «Точка опоры» дает ученику уверенность в себе и желание ставить перед собой все более сложные задачи. Если помощи нет и ждать еенеоткуда, растерянность и неумение найти решение рождают чувства разочарования, неуверенности в своих силах, низкую самооценку и нежелание учиться дальше.
Приведем пример. Возьмем кубики для изучения букв. Выберем кубик с картинкой яблока. Возле яблока изображен абстрактный значок, и ребенок знает, что это — какая-то буква. Он также знает, как выглядит яблоко и как произносится слово «яблоко», в большинстве случаев он знает также, что в алфавите есть буква «Я». Чтобы «поднять» новую информацию — узнать, как соотносится абстрактная буква с рисунком яблока, необходимо сделать только один шаг. Рисунок яблока в данном контексте является «точкой опоры» между изображением буквы и звучанием слова, начинающегося с этой буквы. В результате сознание ребенка «осиливает» неизвестное — название буквы — и делает эту информацию «своей», «проговаривая» новое слово.
Если новой информации значительно больше, чем возможностей ее освоить, однако возникает необходимость запоминания нового материала, то привлекается «аварийный» резерв сил, в котором используется в качестве «точки опоры» все, что «попадается под руку». Одним из таких резервов является зазубривание или форсированная попытка освоения новой информации, но уже с помощью искусственно найденной «точки опоры».
К сожалению, мировая музыкальная педагогика так и не выработала системы обучения, в которой присутствовала бы естественная «точка опоры» для развития музыкальной грамотности. Достигая школьного возраста, многие дети уже знают несколько десятков букв алфавита, а некоторые умеют бегло читать. Однако мы не знаем ни одного случая, когда ребенок, поступивший в музыкальную школу, был бы способен бегло читать с листа музыкальные произведения, научившись этому по детским нотным сборникам. Это свидетельствует о том, что «точка опоры» в музыкальном чтении еще не найдена.
Возможно ли создание такой «точки опоры» в деле освоения музыкальной грамоты? Можно ли с помощью учебного материала объяснить неподготовленному человеку правила языка музыки, научить различать высоту и ладовую организацию звуков, их соотношения во времени и пространстве? Можно ли вообще научиться азам чтения музыки и письма вне школы и до нее? В общеобразовательной школе? Как рано дети способны научиться читать и исполнять музыку?
Эти вопросы стали темой наших исследований на протяжении более чем 25-летней работы в области музыкальной педагогики на Украине и в США. Результатом явилось создание новой программы обучения музыке, получившей в 2002 году название «SoftWaytoMozart»
(«Компьютерный путь к Моцарту»). На сегодняшний день по этой программе занимаются уже несколько десятков государственных и частных школ, а также музыкальных студий в США, Канаде, Коста-Рике, Испании, России. Интерес к программе «SoftWaytoMozart» растет достаточно быстро, а результаты радуют своей эффективностью.
Разрабатывая программу, мы пытались создать систему эффективного группового обучения; сделать курс доступным для детей младшего дошкольного возраста, развить зрительное восприятие музыкальной графики в совокупности с сольфеджированием и способностью записывать музыку по слуху, а также развить двигательную координацию и мелкую моторику, необходимые для совершенствования фортепианной техники.
При поверхностном взгляде «SoftWaytoMozart» может показаться коммерческой игрушкой, очередной забавой для детей и взрослых. Но это не так. Это хорошо продуманная и тщательно систематизированная «программа по борьбе с музыкальной безграмотностью».
Роль фортепиано
Одно из ключевых положений программы — определение роли фортепиано в развитии навыка чтения нот, в формировании музыкального слуха и мышления, поскольку именно фортепиано в совокупности с голосом, а не голос сам по себе, является, как нам представляется, оптимальным средством практической реализации музыкального языка — то есть музыкальной речи1.
То, что человек сам «проговаривает», становится частью его сознания. До сих пор было принято считать, что «проговаривания» (пропевания) мелодии голосом достаточно для развития музыкального мышления. Однако это не так. Мы, во-первых, пренебрегаем многоголосной природой музыки, во-вторых, изначально оставляем за бортом людей, не способных чисто интонировать.
При этом под «фортепиано» мы подразумеваем все новое поколение цифровых клавишных инструментов — от пятиоктавных кейбордов до рояля.
Неоднократно приходилось читать, что данный инструмент не в состоянии полноценно передать все оттенки ладовых тяготений, что скрипка, к примеру, значительно лучше развивает слух человека... Однако мы рассматриваем фортепиано как «точку опоры» потому, что игра на этом инструменте не предполагает ярко выраженных музыкальных способностей у обучающегося, а извлечение звука на нем — физических усилий или специальной подготовки. Для неподготовленного слуха тонкости ладовых тяготений не столь существенны. Зато очень важно всегда иметь под рукой инструмент, который издает точно определенные звуки, позволяет развивать голос и слух самостоятельно.
Фортепиано — единственный общедоступный инструмент, дающий неограниченные возможности для развития мелодического и гармонического слуха, чувства метра и ритма.
Электронные фортепиано различаются по размерам, цене, уровню звуковых характеристик. Некоторые инструменты по качеству звучания, пожалуй, не уступают акустическим. Принципиальная новизна электронного инструмента — в возможности подсоединить его к компьютеру. Это позволяет вводить в программы элементы интерактивности и тем самым сделать решающий шаг в изменении принципов обучения музыке.
Компьютер и обучающие программы
Идея соединить компьютер с музыкальным инструментом и создать интерактивную программу обучения появилась еще в 80-х годах XX века. Более десятка лет производители выпускали электронные музыкальные инструменты с устройством для подсоединения к компьютеру. За это же время был выпущен ряд обучающих музыке компьютерных программ. Однако используемый в них компьютер превращался, главным образом, в «толкователя» музыкальной теории, а сами программы оказывались ничем иным, как электронными самоучителями музыки.
Нашей целью стало создание обучающей программы для формирования у ребенка базовых навыков владения инструментом и голосом прежде всего на интуитивном уровне его сознания. Потому от использования компьютера-«толкователя» изначально пришлось отказаться. В нашей программе компьютер стал участником сложного ансамбля с человеком. Для того, чтобы достичь этого, мы опирались:
1) на возможности речевой памяти человека;
2) способность человека различать цвета и рисунки;
3) на то, что человек в состоянии нажимать клавиши фортепиано и контролировать движения каждого пальца обеих рук1.
1 Такой способностью обладает любой ребенок, начиная с двух лет.
Основой обучающей программы стал классический принцип дидактики: от простого — к сложному, от конкретного — к абстрактному.
Извлечение звуков на фортепиано помогло связать в один узел* зрительные, мышечные и речевые навыки и подготовить фундамент для развития у ребенка голоса, слуха и музыкального мышления.
Знаете ли вы музыкальный алфавит?
Мы полагаем, что обучение музыкальному алфавиту является одним из основополагающих моментов в музыкальном образовании. Между тем мировая музыкальная педагогика до сих пор не утвердилась в едином мнении, какие символы (знаки) должны его составлять. Часто по аналогии с вербальным алфавитом считают, что это семь основных нот, выстроенных по порядку в До мажоре: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си.
Однако музыкальный язык имеет собственную логику, отличную от логики вербального языка: в нем нет одного направления движения нот. Следовательно, музыкальный алфавит — это скорее такой ряд: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.
В музыкальном языке нет и единой «точки отсчета». Перечислим, что из этого следует.
Музыкальный язык состоит из семи ладов. Семь ступеней этих ладов составляют семь звуковых (нотных) систем. Следовательно, знание всех этих семи основополагающих систем с прочтением их в прямом и обратном направлении является необходимым фундаментом для обучения музыкальной грамоте.
Практика показала, что уже в дошкольном возрасте можно и полезно учить детей читать алфавит:
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си—До-Си— Ля-Соль —Фа-Ми —Ре-До; Ре —Ми-Фа-Соль—Ля-Си—До —Ре- До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре; Ми-Фа-Соль-Ля —Си-До-Ре- Ми —Ре-До-Си —Ля-Соль-Фа-Ми и т. д. {см. рис. 2).
Ноты (буквы музыкального алфавита) могут располагаться на каждой ступени лада, через ступень, через две, три, четыре ступени и т. д. Чтение нот в любом порядке, в прямом и обратном направлении от любого из семи звуков лада является таким же важным умением, как, например, чтение по слогам. При этом оказывается задействованной речевая память дошкольника.
До —Ми—Соль—Си —Ре —Фа—Ля—До-Ля —Фа—Ре —Си —Соль — Ми—До.
Или:
До - Фа-Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Соль-Ре-Ля-Ми -Си-Фа-До.
Музыкальный текст, выученный на уровне проговаривания, — это первый шаг к развитию музыкального слуха и голоса, «точка опоры» в понимании музыкальной организации звуков. По нашему многолетнему опыту, учащиеся, разучивая наизусть сольфеджийный номер или инструментальную пьесу, прибегают к помощи артикуляции, пропевая (проговаривая) мелодию. При этом они могут путаться в клавишах и не всегда чисто интонировать разучиваемое.
В этой связи проанализируем популярный в США мнемонический прием запоминания нот на нотоносце. Используется словосочетание EveryGoodBoyDoesFine, служащее остроумной подсказкой для распознавания пяти нот на линейках в скрипичном ключе, но только в таком, неизменном сочетании. Поскольку направление движения в музыке может быть любым, попытки ассоциативно привязать логику последования нот к логике однонаправленного расположения букв скорее всего затормозит скорость чтения. Таким образом, вербальная фраза становится «коротким поводком» для свободного считывания музыкального текста.
Запоминание музыкального алфавита должно базироваться на проговаривании звукорядов и заучивании последовательностей нот как стихов, вне каких бы то ни было смысловых ассоциаций (подобным же образом заучиваются названия цветов радуги, месяцев года, цифры, буквы и т. д.) Для этого не требуется явно выраженных музыкальных способностей и специального музыкального образования.
Следующим важнейшим базовым этапом начального обучения музыке является развитие «музыкального» зрения. Под «музыкальным» зрением мы подразумеваем способность обучающихся, визуально воспринимать нотное письмо как систему, не «вырывая» каждую ноту из контекста. С этой целью мы разработали так называемую «азбучную» презентацию нотоносца. При этом постарались учесть основные проблемы, которые возникают у начинающих в процессе визуального восприятия нотного текста.
Традиционные ноты — это «Война и мир» для первоклассника
Принято считать, что к чтению нот дети способны приступать после того, как они уже выучили буквы и приобрели первые навыки чтения словесного текста, то есть в самом раннем возрасте. Однако методик обучения младших дошкольников игре по нотам не так уж много1. Их, как правило, этому не учат.
1 Самую известную из них разработал знаменитый японский преподаватель Судзу-ки Синити. Эта методика опирается, прежде всего, на слуховую и двигательную память обучающихся. Задания, рассчитанные на зрительное восприятие нотного текста, вводятся сравнительно поздно.
Такая ситуация сложилась потому, что традиционный нотный стан (как и традиционное нотное письмо в целом) практически не пригоден для обучения музыкальной грамоте маленьких детей. Он является носителем «чистой» музыкальной информации, а мог бы стать увлекательным дидактическим пособием, где есть и разные цвета, и образные рисунки. В результате сформировавшийся зрительный опыт (способность различать цвета и образы), а также слуховой (умение воспринимать музыкальные звуки) помогли бы в освоении нового пласта неизвестной информации — музыкальной письменности.
Так где же «подводные камни», из-за которых «тонут корабли» музыкальной грамотности? Что необходимо изменить в методике обучения и как это сделать?
Тот, кто начинает учить ноты, первым делом ищет аналоги в своем жизненном опыте. К примеру, в чтении книг. Большинство начинающих думают, что ноты — это та же «книга» для звуков, и запись в них подчиняется тем же графическим правилам. Но, как известно, это не так.
Каждая буква алфавита графически индивидуальна, поэтому ее запоминание происходит путем сравнения с другими буквами. Нотные же знаки представляют собой одинаковые кружки и похожи друг на друга, как близнецы. Их легче всего запоминать в системе.
Строчки книг располагаются параллельно одна другой, как и линейки нотоносца. Однако книжное междустрочие — это пустое пространство для зрительного разделения строчек, тогда как в нотной записи — это такая же строчка, только белого цвета, подобная светлой клеточке на шахматной доске.
При чтении словесного текста внимание концентрируется на одной строчке с перемещением фокуса зрения от буквы к букве, по прямой. При чтении нотной записи внимание рассеивается на несколько десятков черных и белых дорожек одновременно. Зрение любого новичка не подготовлено к такой операции и нуждается в специальной тренировке.
Наконец, графика ритма в нотной записи является более яркой и запоминающейся, чем графика высоты звучания. Но для начинающего осваивать инструмент первостепенная задача — найти клавишу, соответствующую ноте, ритмическое оформление нотного письма на первых порах для него не актуально.
Для того, чтобы помочь начинающему справиться с этими «зрительными» трудностями, мы решили прибегнуть к вспомогательной графике.
Звук и цвет. Стоит ли искать прямые аналогии?
Сколько цветов и каких следовало бы использовать для оптимальной дидактической раскодировки нотного стана? Это вопрос принципиальный, поскольку, по нашему замыслу, именно цвет должен предупреждать учащегося о новой для него информации. Многие преподаватели-новаторы пытались с помощью цвета отразить разно-высотное положение музыкальных звуков. Однако нам такой подход представляется нерациональным, и вот почему.
Физиологически мы воспринимаем звук и цвет различными органами чувств. Попытка найти аналогии в восприятии звука и цвета лишает «точки опоры», ибо в повседневной жизни не приходится воспринимать звуки органами зрения, а краски — органами слуха. Поэтому предлагаем придерживаться такого правила: если мы используем на уроках музыки цвет, он должен помогать именно зрению воспринимать нотное письмо. Для того, чтобы развивать музыкальный слух, музыкальную память и музыкальное мышление, существуют звук и голос, которые помогут фонетически раскодировать имя звука. До тех пор, пока все необходимые для музыкального развития органы чувств не сольются в единую систему, в которой зрение, слух, координация движений и мышление работают сообща, чрезвычайно важно опираться на уже сформировавшиеся навыки, не смешивая между собой сферы их применения. В этом дидактическом контексте всякие попытки установить прямые аналогии между звуком и цветом — это поиски черной кошки в темной комнате.
Как «декодировать» абстрактное нотное письмо?
Итак, одну из проблем зрительного прочтения музыкального текста создает графическая идентичность нотных знаков. Для того, чтобыначинающему было легко понять логику их организации, мы решили систематизировать нотные кружки исходя из их расположения на линейках и между линейками.
Опираясь на образную ассоциацию: линейки — «твердь», промежутки между ними — «воздух», мы выбрали два контрастных цвета: красный для нот на линейках и голубой для нот между линейками. Учитывая то, что начиная с 2—3-х лет дети уже осознают разницу между мальчиками и девочками, мы назвали красные ноты «девочками», а голубые — «мальчиками».
Равнозначность дорожек нотного письма, не нашедшую отражения в традиционной нотописи из-за того, что линейки являются тонкими, а пространства между ними — широкими, мы тоже решили подчеркнуть с помощью вспомогательной графики, а именно: расширили черное поле до ширины белого. Это сразу помогло начинающим понять, что белая полоса — это не промежуток между строчками, а равноценная дорожка для записи музыки.
С целью разделить область скрипичного и басового ключей визуально мы раскрасили расширенные линейки в контрастные цвета. Выбор этих цветов — коричневого для басового и зеленого для скрипичного ключей — тоже не случаен, опирается на зрительный опыт учащегося.
Сочетание зеленого и коричневого цветов стало графической «точкой опоры» для понимания самой природы музыкального письма. Ассоциативно возникающий образ дерева помогает уловить принцип распределения звуков по регистрам. Звуки самого нижнего регистра записываются в басовом ключе на добавочных линейках, что можно сравнить с корнями дерева. Нижний регистр характеризуется глубиной и богатством звучания обертонов — ствол дерева. Средний регистр как бы постепенно наполняется «воздухом» — крона дерева, верхний регистр — макушка дерева, выше которой только птицы — верхние добавочные линейки.
Цветовая кодировка скрипичного и басового ключей помогла графически разделить две различные системы и подготовить зрение ученика к дифференциации их при считывании на подсознательном уровне.
Поскольку одновременное считывание более двух десятков дорожек является невыполнимой задачей для зрения неподготовленного человека, мы поставили «опознавательные знаки» — номера линеек. В отличие от общепринятой нумерации линеек басового ключа снизу вверх, мы предложили обратную: сверху вниз, обозначивдополнительную линейку ноты до первой октавы цифрой 0 и раскрасив ее наполовину в коричневый цвет, наполовину в зеленый. Нотный стан стал выглядеть как система координат.
Так как эта система представляет собой симметрию по принципу зеркального отражения (рис. 1), а ноты до второй и малой октав находятся между 3-й и 4-й линейками, мы оттенили эти пространства более интенсивным голубовато-серым цветом. Это помогло зрительно разделить общее поле нотоносца на четыре части и облегчило начинающему задачу находить «точки опоры» в каждой из частей.
Музыкальное мышление ребенка развивается в тесной связи с речью. По аналогии с кубиками, помогающими выучить буквы, мы ввели картинки, которые облегчат детям запоминание нот. Название предмета, изображенного на картинке, фонетически перекликается с названием ноты. Так, нота до представлена изображением двери («door»), ре — дождика («rain»), ми — зеркала («mirror»), фа — фермы («farm»), соль — солонки («salt»), ля — лестницы («ladder») и си = ти — чашки чая («tea») (рис. 3).
В обучении музыке картинка может быть не только посредником между нотным знаком и его названием, но также «соединительным мостиком» между речевым произнесением и пропеванием звука в его абсолютной высоте. Так, если картинку поместить на клавишу фортепиано, то звучание инструмента поможет голосу найти высоту ноты, а если поместить ее у ноты, то графика станет связующим звеном между голосом, нотным знаком и точной высотой звука. Вот почему картинка с изображением ноты может стать «точкой опоры» в прочтении нотного текста.
В результате всех преобразований нотоносец-абстрактная система стал обучающим. В нем нашла свое место вся необходимая информация для игры по нотам и сольфеджирования.
С целью объединения нотной записи и клавишного пространства фортепиано в одну визуальную систему мы придумали цветные (зеленые и коричневые) наклейки (стикеры) на клавиши фортепиано, пронумеровали их и поместили каждую картинку с названием на соответствующую клавишу инструмента (рис. 2).
О пользе некоторых «поворотов»
При чтении с листа на уроках фортепиано возникает проблема координации направлений: вправо/влево и вверх/вниз.
Несколько предварительных соображений.
Прежде чем приступить к проигрыванию нотного текста, начинающий должен пройти следующие подготовительные этапы:
1. Разучить расположение нот на нотном стане — «вижу».
2. Разучить расположение клавиш на фортепиано — «нахожу».
3. Установить соотношение каждой ноты и каждой клавиши (установить связь между тем, что «вижу», и тем, что «нахожу»).
Если на начальном этапе обучения повернуть нотный стан на 90° ключами вверх так, чтобы пять зеленых линеек (скрипичный ключ) находились справа, а пять коричневых линеек (басовый ключ) — слева, клавиши станут как бы визуальным продолжением нотного стана, и движение вверх-вниз будет ассоциироваться с движением вправо-влево.
Такая азбучная презентация нотного стана помогает начинать обучение музыкальной грамоте прямо с третьего этапа: «вижу — нахожу». Преимущества этого трудно переоценить. Графика нотного стана ассоциирована с визуальным образом клавишного инструмента. Следовательно, есть все предпосылки, чтобы визуальное, мускульное, и аудио- восприятия объединились в одном процессе с первых же шагов обучения музыкальной грамоте.
Особенно существенно, что поворот нотного стана на 90° и его азбучная презентация способствуют развитию «музыкального зрения». Скорость, которая достигается при чтении, позволяет слуху расслышать музыкальную мысль, не увязая в расшифровке нотного текста. Голос, в свою очередь, находит «точку опоры» в звуках фортепиано, на которые ориентируется, воссоздавая высотный уровень звучания.
Все это превращает органы восприятия человека в «коллектив», работающий совместно для достижения одной главной цели — развития музыкального мышления на основе музыкальной грамотности.
Азбучная презентация нотоносца помогает также избавиться от одной из самых болезненных проблем в обучении игре на фортепиано — зажатости игрового аппарата, позволяет начинающему исполнителю сконцентрироваться на развитии координации движений, не заботясь о расшифровке нотных знаков.
От азбучного нотоносца к традиционному
Переход от азбучного нотоносца к традиционному мы постарались сделать как можно более последовательным и понятным для учащихся. При этом старались придерживаться золотого правила обучения:в задаче должно быть только одно неизвестное. Так возникло 6 вариантов презентации нотоносца:
Вариант 1. Вертикальный нотоносец, красно-синие ноты, зеленые и коричневые линейки одинаковой ширины и картинки, ассоциируемые с названиями нот. Неизвестное: нахождение клавиш, соответствующих нотам [рис. 4).
Вариант 2. То же самое, но без картинок. Неизвестное: названия клавиш {рис. 5).
Вариант 3. То же самое, правда, нотоносец занимает привычное горизонтальное положение. Картинки, ассоциируемые с названиями нот, возвращаются на клавиши, чтобы помочь учащемуся свыкнуться с поворотом нотоносца. Неизвестное: нотный стан не находится на одной линии с клавишами. Требуется пространственная корреляция (рис. 6).
Вариант 4. То же самое, но опять без картинок, как в варианте 2. Неизвестное: названия нот (рис. 7).
Вариант 5. Черно-белый нотоносец, тонкие линейки, но с крупными нотными значками и облегченной ритмической графикой (без тактовых черт, пауз). Неизвестное: длительности (рис. 8).
Вариант 6. Традиционный черно-белый нотоносец. Неизвестное: метрическое оформление и паузы (рис. 9).
Переход от цветовой кодировки клавиш к традиционной клавиатуре осуществляется поэтапно:
1. Период изучения клавишного пространства и формирование навыка координации. Стикеры, несущие информацию об азбучном нотном стане, наклеиваются непосредственно на клавиши (рис. 11).
2. Клавишное пространство почти освоено и координация более уверенная. Стикеры заменяются специальными закладками-подсказками за клавишами (рис. 12).
3. Игра на фортепиано без зрительных «подсказок».
Эта методика способствовала эффективному обучению учащихся всех возрастов на уроках и дома, в присутствии учителя и без него. Однако по-настоящему эффективно она заработала только тогда, когда была переведена на язык компьютерной графики. Интерактивность и графические возможности компьютера вписались в программу так гармонично и естественно, что теперь трудно себе представить, как можно было учить музыке как-то иначе.
This article was published in a book for educators How to Teach Solfeggio in the 21st Century by Moscow State Conservatory in 2006.
“Soft Way to Mozart” ®
Источник: http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=122574